Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида

№ 25 «Солнышко» городского округа Большой Камень

Играем правильно

 

Игры «между делом»

Характерной чертой нашего стремительного века является то, что взрослое поколение, вынужденное бороться за выживание и благосостояние семьи, отдает много сил и времени работе.

 

Мамы и папы, бабушки и дедушки зачастую работают с раннего утра и до позднего вечера. В связи с этим снова повысился спрос на детские сады и ясли, в которых малыши проводят большую часть суток. Родителям времени на воспитание ребенка категорически не хватает.

 

В средствах массовой информации один за другой появляются статьи о том, что современные родители, стремясь восполнить недостатки воспитателя, все чаще и чаще отдают ребенка в платные группы раннего развития, перепоручают свое чадо заботам нянь и гувернеров. «Специалисты подсчитали, - пишут газеты, - что родители посвящают воспитанию собственных детей только лишь 18 минут в сутки!».

 

Отсюда вывод: «Вот почему нынешнее поколение детей такое трудное и неуправляемое».

Нельзя не согласиться с тем, что мамы и папы уделяют малышам не столько времени, как необходимо. Но в то же время непонятно, почему именно 18 мин.? Неужели в другое время мы не общаемся с детьми? Конечно, общаемся. И не только общаемся, но и воспитываем. Своим личным примером, учим ребенка, жить, принимать решения, адекватно воспринимать мир.

 

Наша задача - использовать любую возможность, для того чтобы передать детям наш опыт, знания и умения. Где найти время на это? Оно найдется, стоит лишь только захотеть. Занимаясь домашними делами, взрослые могут не только общаться с ребенком, но и объяснить непонятные ему вещи, привлекать его внимание к интересным явлениям и событиям.

 ________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Игры на кухне

 

Некоторые родители, стремясь, чтобы их ребенок развивался как можно быстрее и лучше, покупают ему различные игры и игрушки. Однако малыши зачастую предпочитают играть совсем неподходящими «по мнению взрослых» предметами, например, кастрюлями, ложками, мисками и другой кухонной утварью.

 

Взрослые могут использовать эту особенность детей и превратить эти занятия в занимательные игры. Например, мама может составить одну миску в другую (от самой большой до самой маленькой) и попросить ребенка сделать так же. Детям сначала надо показать самую маленькую мисочку, самую большую миску, меньшую. Предварительная работа, конечно, займет какое-то время, но затем ребенок сам будет заниматься с мисками и кастрюлями.

 

Подобным же образом можно играть с ложками, попросив малыша разложить их по размеру. Если ребенок знает сказку «Три медведя», можно предложить ему выбрать ложку, миску, кастрюлю для Михаила Ивановича, для Настасьи Петровны, для маленького Мишутки. Если ребенок уже различает несколько цветов, можно попросить его сложить на стол только красные предметы.

 

Для тех ребятишек, которые уже умеют различать форму предметов, полезно будет поиграть в игру «Найди все круглое».

 

Занятия по сортировке предметов будут способствовать развитию целостного восприятия ребенка и смогут заменить собой многочисленные занятия в школе раннего развития по отработке подобных навыков. Кроме того, если родители предоставят малышу возможность действовать посудой из разного материала (пластиковой, алюминиевой, деревянной...), ребенок получит богатый жизненный опыт, который пригодится ему в последствии.

Многочисленные безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, тоже могут помочь взрослым придумать множество интересных игр.

 

Например, мама может попросить ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только красные и т.д. Кроме декоративных украшений с этой целью можно использовать детали из магнитных мозаик, которые ребенку будет гораздо интереснее размещать не на маленькой игрушечной доске, а на холодильнике, Причем подобные игры не повредят ни ребенку, ни родителям и не нанесут вреда дорогостоящей бытовой технике.

 

Если родители обеспокоены проблемой развития речи ребенка, то они могут почаще проводить игры с крупой. Это поможет развитию мелкой моторики, речи, а иногда просто успокоит ребенка.

 ______________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Игры на слуховое восприятие

 

Вам следует знать, что ребёнок будет правильно произносить звуки, чисто говорить только в том случае, если он хорошо слышит, может различать звуки на слух и стараться откорректировать своё произношение по услышанному. Поэтому нужно развивать слуховое внимание ребёнка, развивать его способность распознавать как речевые, так и неречевые звуки.

Для этого вы можете использовать следующие задания.

 

Угадай, на чём играю?

Извлеките звуки из различных музы­кальных инструментов (бубен, барабан, гармошка) так, чтобы ребёнок не видел, а только слышал, и попросите назвать источ­ник звука.

 

Угадай, кто кричит?

Дайте малышу картинку с изображе­нием разных животных или игрушки. Подайте голос, подражая крику одного из животных, и попросите показать, кто из них кричит.

 

Громко - тихо

Объясните ребёнку, что, услышав громкое звучание бубна, он должен хлопать в ладоши, а тихое - топать ножками.

 

Солнышко - дождик

Объясните ребёнку, что вы будете бить в бубен, когда «идёт дождь». Услышав бубен, малыш должен «спрятаться» от дождя, например, залезть под стол.

 

Кто идёт?

Объясните ребёнку, что, когда вы будете медленно бить в бубен (барабан), он должен идти медленно, как черепаха, а когда быстро - двигаться быстро, как зай­ка. Меняя темп звучания, вы научите ре­бёнка менять темп движения.

 

Близко или далеко поезд?

Дайте ребёнку картинки с изображе­нием поезда. Крупное изображение - поезд близко, маленькое - далеко. Погуди­те тихо - ребёнок должен указать на картинку, где поезд далеко, и, наоборот, погудите громко - ребёнок должен ука­зать на картинку, где поезд близко.

 

Что звучит?

Попросите ребёнка определить, какой предмет производит звуки

(молоток, лож­ка о стакан, свисток и т. д.).

 

Узнай по голосу

Эта игра требует участия других чле­нов семьи, друзей. Ребёнок должен, не видя человека, определить, кто он, по го­лосу.

 

Где звучит?

Попросите ребёнка определить, откуда доносится звук и источник звука. Это мож­но сделать на природе, в городе, на даче.

 

Кто это такой?

Произнесите ребёнку известные ему выражения - слова героев сказок (например, «Репки», «Теремка» и т. д.) - и попросите определить, кто это сказал, или показать картинку с изображением персонажа.

 

Вставь слово

Читая знакомую ребёнку сказку, стихотворение, рассказ, подталкивайте его к произнесению отдельных слов, особен­но в конце фразы или строчки. Помочь ребёнку можно паузой, интонацией, под­чёркиванием ритма.

 

Отгадывание загадок

Хорошо, если у вас есть картинки, глядя на которые, ребёнок выбирает ту, на которой изображена отгадка.

 

Разучивание потешек, стихов, чистоговорок

Это позволит малышу не только трени­ровать память, но и научиться менять ин­тонацию, темп речи, говорить более вы­разительно, а также распознавать оттенки интонации в речи окружающих людей.

 

 ______________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ну, где же наши ручки?!

 

В последнее время на упаковках детских игр и игрушек все чаще можно встретить такую надпись: «Развивает мелкую моторику рук». Эта фраза наверняка знакома большинству родителей. Давайте разберемся, чем же обусловлено повышенное внимание к этой проблеме?

 

Под термином «мелкая моторика рук» подразумевается слаженные движения мелких мышц кистей и пальцев рук. Их координированные движения необходимы не только в дальнейшей жизни ребенка для выполнения повседневных заданий. Ученые, исследующие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

 

Развитая мелкая моторика рук способствует успешному развитию речи, поскольку речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние. При этом важно помнить и о зрительно-моторной координации, так как для слаженных движений рук необходим контроль зрения.

 

Первый этап

 

Развитие точных согласованных движений предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями рук.

 

К сожалению, о проблемах с координацией движения и мелкой моторикой большинство родителей узнают довольно поздно, уже на пороге школы, особенно если ребенок поступает в привилегированное учебное заведение и проходит тестирование. Чтобы не столкнуться с такими трудностями, уделите внимание развитию мелких движений рук, пока ваш кроха еще совсем мал.

 

Начиная с третьего месяца жизни, ребенок учится сосредотачивать внимание на игрушках, рано или поздно хватая их руками. С этого момента говорить о начале развития мелкой моторики рук.

 

Развитие захвата и манипулирования предметами проходит в три этапа. Сначала малыш хватает предмет всей кистью (кулачком). Затем для удержания он использует большой, средний и указательный пальцы (захват щепотью). Постепенно совершенствуясь, он переходит к захвату большим и указательным пальцами (так называемый захват пинцетом), что позволяет брать и удерживать мелкие предметы.

 

Очень важные события

 

Известный педагог-гуманист Мария Монтессори в своей теории о сензитивных периодах (наиболее благоприятных моментах особой восприимчивости детей к определенным видам деятельности) указывает, в том числе три сензитивных периода, имеющих непосредственное отношение к развитию мелкой моторики рук.

 

Так, известный итальянский педагог Мария Монтессори определяет сензитивный период развития детской речи от 0 до 6 лет. Причем в этом периоде она отмечает два важных события. С 1 года до 2,5 лет происходит лавинообразное расширение словаря ребенка.

 

А в 4 – 4,5 года малыш начинает осваивать письмо, при условии косвенной подготовки его интеллектуальных способностей и достаточно развитой моторикой.

 

Сензитивный период восприятия мелких предметов происходит от 1,5 до 5,5 лет. В таком возрасте кроха манипулирует пуговицами, бусинками, доставляя немало хлопот и тревог родителям. Не упустите эту блестящую возможность позаниматься совершенствованием слаженных движений пальцев и кистей малыша. Нанизывание бусинок, плодов каштана на нитку, сборка конструктора «Лего» и игрушек из «Киндер-сюрприза» помогут вам только занять ребенка, но и развить его ручки.

 

Сензитивный период развития движений и действий (включающий в себя, собственно, и развитие мелкой моторики рук) длится от 1 года до 4 лет.

 

Вы спросите, к чему здесь научные выкладки? Это сделано для того, чтобы еще раз подчеркнуть тот факт, что внимание такой проблеме стоит уделить задолго до поступления ребенка в школу. А последствиями слабо развитой моторики могут стать неспособность детей обслуживать себя в повседневных занятиях, неготовность к письму и задержка речевого развития.

 

Гимнастика для рук

 

Как же можно совершенствовать мелкие движения рук, не обладая определенными педагогическими навыками? Прежде всего, на помощь придут развивающие игры и игрушки. Разные по форме и фактуре игрушки провоцируют ребенка на разные виды захватов, достигая намеченной цели. С девятого месяца жизни малыша можно начать заниматься с ним пальчиковыми играми, простейшими из которых являются знакомые всем «Ладушки» и «Сорока-белобока».

 

Мамы, старающиеся оградить своего карапуза от тягот домашнего труда и избавляющие его от усилий одеваться самостоятельно (дабы не опоздать с утра в детский сад), совершают большую ошибку. Стирка руками, мытье посуды и полов, чистка ботинок и картофеля, зашивание одежды, завязывание шнурков – настоящая гимнастика для рук!

 

Поэтому ни в коем случае не избавляйте своего кроху от домашних дел. И не идите на компромисс со своей ленью, покупая ребенку ботинки на липучках!

Не стоит умалять и таких видов деятельности в детском саду, как аппликация, лепка, рисование, оригами и т.д. приятно проводя время за этими занятиями, детишки незаметно для самих себя получают ценнейшие навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни и учебе. Если таких занятий в вашем саду не проводится, следует поинтересоваться, почему они отсутствуют.

 

Игра на музыкальных инструментах, печатание на компьютере, все виды рукоделия также внесут свою лепту. Если же вы – явный сторонник развивающих программ и предпочитаете, чтобы с вашим малышом занимались опытные педагоги, обратите внимание на систему Марии Монтессори. Перебирание и пересыпание крупы, переливание жидкости, полировка предметов, освоение разных видов застежек – занятия, на которых ваш малыш не только получит удовольствие и практические навыки, но и еще одну возможность совершенствования мелкой моторики рук!

 

 

Дата последнего обновления страницы 29.06.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения