Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида

№ 25 «Солнышко» городского округа Большой Камень

Детские капризы

 

Уважаемые родители!

Игра - это основное занятие ребенка и непременное условие для его здорового и полноценного развития. Очень важно, чтобы игрушки доставляли малышу радость.

 

Давайте проанализируем, какие игрушки попадают в руки ребенка, то есть, что мы, взрослые, покупаем нашим детям?

 

Обычно мы делаем выбор, ориентируясь на собственный вкус, на оформление игрушки и на ее цену. Нам нравится внешний вид, необычная расцветка или огромные размеры, а ребенок порой не проявляет интереса к такому подарку.

 

Почему так происходит?

 

Ответ прост. С большой игрушкой маленький ребенок не может справиться, с ней трудно играть, поэтому малышу она неинтересна.

 

Часто взрослые дарят ребенку игрушку, которая не подходит ему по возрасту. Например, двухлетнему ребенку дарят конструктор для детей старшего дошкольного возраста. Ребенок пытается что-то смастерить, но у него не получается. Эта игра сложна для его возраста, и, как следствие, у малыша пропадает уверенность в своих силах, игра его не радует. И наоборот, взрослые подчас дарят детям слишком простые игрушки, которые ребенок уже перерос.

 

Давайте войдем в детскую, соберем все игрушки и посмотрим, чем и как играют наши дети. Итак, попытаемся рассортировать игрушки.

 

Возьмем несколько небольших коробок.

В одну положим игрушки развивающего характера (это кубики, пирамидки, вкладыши, лото, настольно-печатные игры), педагоги называют такие игрушки дидактическими.

В другую коробку сложим мягкие игрушки.

В третью - кукол или машинки.

В четвертую - наборы посуды и конструктор.

Не следует давать ребенку все игрушки сразу. Лучше всего каждый день доставать 2-3 игрушки и менять их, когда ребенок утратил к ним интерес.

 

Есть игрушки (куклы, машинки, посуда, мебель и т.д.), в которые одному играть неинтересно - необходим партнер. В ролевой игре - это взрослый, который становится поваром, врачом, шофером, летчиком и одновременно обучает малыша. Взрослый может помочь ребенку придумать занимательный сюжет для игры, хотя зачастую родителям сложно организовать игру для ребенка.

 

Что такое детские капризы, долго объяснять не надо.

Это такая штука, которая не дает нам наслаждаться жизнью в покое.

 

Чтоб не терзать родительского сердца, не будем вспоминать о тех случаях, когда вы опаздываете на работу, а любимому чаду приспичило учиться шнуровать ботинки (и попробуй вмешайся!) или в магазине оно требует: «Купи! Хочу эту ...!» - и никакими силами его не отлепить от прилавка. Вместо этого поставим животрепещущий вопрос, нет даже два вопроса.

- Что делать, чтобы капризные выступления случались как можно реже?

- Если капризный процесс пошел, можно ли его безболезненно остановить?

 

НЕЛЬЗЯ, ХОТЯ И ХОЧЕТСЯ

Ребенок капризничает, когда ему что-то нужно. Типичная реакция родителя сводится к следующему. Сначала взрослый говорит: «Прекрати. Хорошие дети себя так не ведут...»

Если дитя не прекращает, тогда родитель грозит наказанием (разной степени сложности) и

а) наказывает либо

б) выполняет требование.

То есть ребенку угрожают или потакают. К чему это приводит? При регулярном использовании угроз и наказания малыш, вероятно, капризничать поостережется. Он начнет бояться родителей, в результате замкнется и перестанет им доверять свои мысли и чувства. При потакании капризам картина иная. Ребенок будет считать, что ему все обязаны, и превратится в эгоиста. Можно ли научиться правильно реагировать на детские капризы?

 

НЕ ДЕЛАЙТЕ ПРОБЛЕМУ

Отнеситесь к капризам внимательно и спокойно. А если получится с юмором - это вообще высший родительский пилотаж. Не считайте, что у вас капризный ребенок, что трудно им управлять. Иначе малыш быстро сообразит, чем такое поведение выгодно. «Вот отличный способ напоминать о себе и своих нуждах!» - решит прекрасное дитя и будет манипулировать вами, с каждым днем все более оттачивая мастерство. Не стоит в сердцах говорить дитятке: «Какой же ты капризный», иначе со временем он действительно в это поверит.

 

Говорите другое: «Ты же у меня отзывчивый, посмотри, как мама устала на работе», «Ты добрый, не надо обижать кошечку, ей больно»... Замечая и помогая исправить недостатки, думайте о ребенке положительно. Представляйте те отношения, которые вы хотите создать. Это поможет найти правильный подход. В конце концов, капризничают все дети. Ваша задача - реагировать правильно. Не потакая и не унижая ребенка, а воспитывая его с любовью и вниманием. Малышу мы многое прощаем, ищем способы (и находим) договориться с ним, идем на компромисс.

 

Чем старше ребенок, тем критичнее отношение к нему. И вдруг наступает день, когда оказывается, что хорошо отработанные приемы перестают приносить нужный результат. Это не значит, что вы действовали неправильно. То, что работало вчера, может не подействовать завтра потому, что ребенок стал старше. Дети растут так быстро, что родители порой не успевают психологически перестроиться, осознать, что новый возраст требует нового подхода. Прислушивайтесь к своему ребенку, думайте, почему он делает и поступает так, а не иначе. Может быть, окажется, что у него есть она, это уважительная причина. Не сдавайтесь. Находчивость, нестандартный подход и юмор всегда выручат вас.

 

БЫСТРО РЕАГИРУЕМ

 

Дети к своим капризам и прихотям относятся творчески. Для них выцыганить что-нибудь или сделать то, что нельзя, - искусство. Не помог один способ – они попробуют другой и успокоятся только тогда, когда получат желаемое или когда удостоверятся, что фокус не прошел.

 

А вот замученные родители реагируют довольно стандартно: накричать, наказать либо дать что-то в руки, дабы отвязался. Предлагаем 9 творческих подходов к ликвидации капризов.

Можете выбрать один - другой или опробовать все без исключения.

1. Переключить внимание

Если ваше чадо визжит и требует хрустальную вазу, спокойно скажите: «Нельзя, это стекло, оно разобьется» - и подойдите с ним, например, к окну: «Ой, смотри, птичка летит!» Малышей легко отвлечь, переключив внимание на другой объект. Хотя чем старше ребенок, тем объект должен быть интереснее.

Почему это работает?

Дети умеют полностью погружаться в настоящий момент. Если ревут - то с наслаждением, если играют - то самозабвенно. Они не могут удерживать внимание на двух объектах сразу. Переключаются - и меняется их настроение.

2. Сбить с толку

Дочка вырывалась из маминых рук, почему-то решив, что сегодня на прогулку можно идти раздетой. Тогда мама посадила ее в кресло, взяла детский комбинезон и повела его к двери. «Ножками топ-топ. Смотри, комбинезон сам пошел гулять. А ты останешься дома». Дочка опешила, закричала: «Нет, нет!» - и скоро, полностью одетая, была готова к выходу.

Почему это работает?

Возможно, ребенок и подозревает, что его разыгрывают, но в то же время думает: «А вдруг это правда?» На наше счастье, дети верят в чудеса.

3. Покапризничаем вместе

Алина упала на пол, ткнулась носом в ковер и замолотила ногами по полу. Рядом, как подкошенный, плюхнулся папа, тоже носом в ковер и тоже застучал ногами. Алина села. Папа тоже. Алина затрясла головой. Папа тоже...

Ведите себя так же, как ребенок. Кричит - кричите и вы (те же самые слова или что-то необидное для малыша). Стучит - стучите и вы. Сначала вопли могут усилиться. Чем старше ребенок, тем дольше продержится, но в конце концов не выдержит и радостно сдастся.

Почему это работает?

Потому что просто смешно, забавно. А еще ребенок увидит в вас себя, как в зеркале. И, возможно, это зрелище ему не очень понравится.

4. Актер без зрителя

Сережа швырял фломастеры и рыдал с подвыванием. Не помогали ни уговоры, ни ласки. Тогда мама оставила малыша и ушла заниматься своими делами. Что и говорить, ей потребовалась большая выдержка (трудно делать вид, что вам все равно). Зато потом, если детские истерики и случались, то с каждым разом становились все короче.

Почему это работает?

Ребенку надоедает буянить. Не оценили, не реагируют. Зачем же стараться?

5. Энергию - в нужное русло

В выходной день Лиду и Вадика отвезли к бабушке. Шел дождь. Бабушка готовила обед, Лида играла в куклы, а Вадик изнывал от скуки. Потом он переключил внимание на сестренку. То за косичку дернет, то язык покажет... Бабушка сделала ему внушение. Вадик притих, но было ясно, что миром дело не кончится. Тогда бабушка предложила Лиде: «Постираем куклам платья». А Вадику вручила сломанную кукольную коляску. «Не пойму, как ее отремонтировать, может у тебя получится?» Каждый занялся своим делом, и сразу стало спокойнее.

Почему это работает?

Дети капризничают часто именно оттого, что не могут придумать, чем бы заняться. А еще они обожают помогать взрослым. Займите ребенка привлекательным делом. «Помоги мне, пожалуйста, накрывать на стол, я сама не могу...» Между прочим, честность - самая лучшая - политика с детьми. Они ведь прекрасно чувствуют наше настроение.

6. Чья сегодня очередь?

«Коля у нас отличный парень, но иногда на него находит. И тогда с ним нет сладу», - говорит папа о шестилетнем сыне. Сейчас на Колю особенно нашло, да так круто, что у родителей голова пошла кругом. И тогда они затеяли спор, чья сегодня очередь наказывать невоспитанного сына. «Твоя», - говорил папа. Сын навострил уши. «Нет, я не могу, мне его жалко», - подхватила мама. «Думаешь, мне приятно, в прошлый раз я всю ночь переживал...» - «Да, я тоже его очень люблю». - «Да-да, я понимаю, что это необходимо...» Сын опешил. «...Как жаль, но я не вижу другого выхода». Спор-обсуждение продолжался. Сын задумался. И притих. Наказаний и внушений больше не потребовалось.

Почему это работает?

Ребенок получил возможность посмотреть на себя глазами родителей. Он понял главное: его по-прежнему любят и не хотят наказывать. Но потворствовать капризам не станут ни в коем случае.

7. Запись на память

Вы спокойно, молча садитесь и начинаете записывать все, что произносит ребенок. Если умеете рисовать - зарисовываете своего капризулю. С той же целью можно включить видеокамеру или диктофон на запись, щелкнуть малыша на фото. В общем, фиксируете момент.

Почему это работает?

Потому что ему очень любопытно: а чего же вы там пишите и что у вас получается? Ребенок постарше быстро прикинет, что документальное подтверждение хулиганства ему невыгодно.

8. Нет, потому что ...

В особых случаях научитесь говорить твердое «нет». Это эффективно, если ребенок знает, что вы всегда держите слово. Скажите «нет», но объясните, почему. Отношения не разладятся, если он знает причины вашего поведения.

Почему это работает?

Ну в самом деле, зачем стараться – добиваться – трудиться - выматываться, если точно знаешь, что ничего не выгорит?

 

9. Сочувствую и понимаю

Ребенок капризничает? Ну и позвольте ему как следует оторваться. Скажите: «Я тебя очень люблю. Хочу, чтоб тебе стало легче». А потом наберитесь терпения. Не кричите, не провоцируйте и не иронизируйте. Дайте ему побыть таким - зареванным, обиженным, несчастным. Многие девочки вообще любят плакать, глядя на себя в зеркало. Есть в этом какой-то кайф - пострадать.

Почему это работает?

У всех бывают стрессы, неприятности, у всех накапливаются негативные чувства. Сидящие внутри, они тяжелы, как воздух перед грозой. Капризничая, буяня, ребенок избавляется от негатива. Постарайтесь потом, когда он придет в себя, обсудить ситуацию. Возможно, малышу нужна ваша помощь.

 

ЗРИ В КОРЕНЬ

Капризы бывают у всех детей, и больших, и маленьких. (Кстати, со взрослыми это тоже случается). Вы приняли экстренные меры, в доме воцарились мир и благодать. Но не расслабляйтесь. Теперь самое время задать себе вопрос: почему ребенок вел себя так? В конце концов нет дыма без огня.

Что может быть истинной причиной:

малыш очень устал (эмоциональные или физические перегрузки);

он плохо себя чувствует;

кроха научился манипулировать вами и вовсю пользуется этим;

у ребенка какие-то неприятности, о которых он не решается вам сказать;

взрослые его бестактно отрывают от интересного занятия;

они беспардонно вмешиваются в его личное пространство (входят в комнату, забирают игрушки и т.д.);

он чувствует себя одиноким.

 

Капризный ребенок - тот, кого не понимают. Часто то, что мы называем капризами, на самом деле крик о помощи. И тогда бывает достаточно посадить малыша на колени, обнять и тихо шепнуть: «Чем я могу тебе помочь, мой дорогой?» А чем вы можете помочь? Своим вниманием и любовью.

 

В семье растет ребенок

Знать и понимать ребенка

 

Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности ребенка. Ребенку дошкольного возраста свойственны специфические особенности. Склонность к подражанию, импульсивность, преобладание чувства над разумом, недостаточная способность к волевым усилиям, самоконтролю, отсутствие жизненного опыта, стремление к самостоятельности, к открытию нового - все это непременные спутники дошкольного детства.

 

Дошкольный период - пора интенсивных накоплений физических и духовных сил. В это время происходит бурный рост всего организма, развитие мозга и связанное с этим усложнение процессов высшей нервной деятельности. У малыша повышается чувствительность к сигналам внешнего мира, возможность их анализа и синтеза; прокладываются новые связи в коре больших полушарий, идет усиленное накопление запаса впечатлений и представлений. И предметы ближайшего окружения, и поступки людей, и события общественной жизни по мере взросления ребенка все больше привлекают его внимание, призывают вглядываться, искать объяснения, будят его воображение, мысль.

 

 

Дата последнего обновления страницы 29.06.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения