Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида

№ 25 «Солнышко» городского округа Большой Камень

Шалунишки

 

 

Средняя «А» группа «Шалунишки»

Возрастные особенности детей 3 – 4 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше - черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше - белых или бумажных?», ответ будет таким же - больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

 

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. В группах начинают выделяться лидеры.  Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа «Я – ребенка», его детализацией.

В группе разработана рабочая учебная программа на среднюю возрастную группу, которая включает в себя: список детей группы, режим дня, сетку непосредственной образовательной деятельности, перспективный план работы на 2015 – 2016 учебный год, материалы диагностики (карты мониторинга на начало и конец учебного года), материалы по закаливанию на учебный год, перспективный план работы с семьёй на год, материалы по самообразованию.

Рабочая программа

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой МБДОУ № 25 «Солнышко» (принята на педагогическом совете № 4; 29.05.2014 г. протокол № 4), разработанной на основе программы «От рождения до школы», авторы Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой.

Воспитателями дополнительно применяются современные методики и технологии:

1. «ОТСМ – ТРИЗ. Развитие мышления, воображения и речи детей 3-7 лет», автор кандидат педагогических наук, научный руководитель общественной организации «Волга - ТРИЗ» Т.А. Сидорчук:

«Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине»;

«Учимся думать и запоминать»;

«Методика формирования у дошкольников классификационных навыков»;

«Рассказы для обучения детей пересказу»;

«Игровые упражнения с именами признаков» и др.

2. «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика для малышей» Н.А. Фомина.

3. Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений «Посчитайка», авторская разработка зам. зав по воспитательной и методической работе МБДОУ № 25 «Солнышко» Вальшмидт О.Ю. Основу данной методики составляет серия игр, которая позволяет детям приобрести элементарные навыки счёта в пределах «10», знакомит с геометрическими фигурами, учит ориентировке на себе и в окружающем пространстве…

4. «Хорошие манеры: рассказы и сказки для детей дошкольного возраста по нравственному воспитанию», М. Новикова.

Воспитатели группы уделяют особое внимание работе с семьями воспитанников по заранее разработанному плану, который включает в себя: родительские собрания; открытые занятия образовательной деятельности для детей и родителей; информационно – консультационная помощь по запросам родителей.

В группе имеется мини - библиотека статей для родителей:

«Возрастные особенности детей 4-5 лет»;

«Сделай сам или о развитии самостоятельности у детей»;

«Мама, я сам»;

«Тематические прогулки»;

«Если ребенок плохо ест»;

«Скандал по всем правилам или как справится с детской истерикой»;

Правое и левое; как научить ребенка не путать стороны;

«Игры на развитие творческого воображения детей»;

«Важно не опоздать и научить ребенка быть смышленым?»;

«30 золотых правил в воспитании ребенка».

 

 

Дата последнего обновления страницы 29.06.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения