Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида

№ 25 «Солнышко» городского округа Большой Камень

Педагогическая копилка

 

 

Скачать брошюру "Посчитайка".

Математика в играх для детей от 3 до 5 лет.

 

 

  

                    Скачать консультацию для родителей

                    Адаптация детей к детскому саду. 

                    Рекомендации по созданию благоприятных

                    условий для её протекания.

 


 

 

 

 

ОТСМ – ТРИЗ.

Современная образовательная технология по развитию мышления, воображения и речи детей дошкольного возраста.

 

Автор и ведущий: Сидорчук Татьяна Александровна – г. Ульяновск, Россия

1.       доцент кафедры дошкольного образования ИПК ПРО г. Ульяновска,

2.       медалист Российской академии наук (медаль им. Яноша Корчака),

3.       сертифицированный специалист Международной ассоциации ТРИЗ,

4.       научный руководитель общественной организации «Волга – ТРИЗ»,

5.       автор 170 публикаций по использованию ОТСМ - ТРИЗ в педагогике,

6.       модификации авторского семинара успешно проводились в России, Ю.Корее, Франции, Германии, Белоруси, Украины более 500 раз,

7.       кандидат педагогических наук.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основе ТРИЗ - педагогики лежат:

1. Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции;

2. Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач;

3. Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

Эффективность ТРИЗ – педагогики заключается в ее инструментальности и  достаточной гарантированности формирования исследовательских функций.

Одним из основных требований ФГОС, является формирование у детей единой картины мира. Невозможно решить эти задачи, без становления обобщенных мыслительных моделей, способствующих появлению у детей универсальных способов познания мира.

Более сложный для понимания и реализации на практике, но значительно более эффективный с педагогической точки зрения - уровень смысловой интеграции. Данный вид интеграции предполагает сообщение ребёнку универсальных способов познания окружающей действительности, благодаря которым он органично, самостоятельно  познает новое. Нами доказано, что такие способы работы достаточно быстро формируются у детей.

Какова же технологическая цепочка образовательных действий педагога для освоения детьми универсальных способов познания мира?

Усвоение детьми имен признаков – первый и основной шаг в этой работе.

При использовании схем признаков обучение ребёнка сводится не к заучиванию свойств и признаков объектов, правил и способов  действия с ними, а к сообщению универсальных механизмов познания свойств и признаков объектов.          

Благодаря базовой модели «Объект – имя признака – значение имени признака» достаточно легко усваиваются алгоритмы организации мышления при восприятии картин и созданию речевых продуктов детьми разного дошкольного  возраста.

Главное, дети 5-7 лет осознано относятся к процессу исследования в проектной деятельности. Именно моделирование мыслительных действий при работе в проекте приводит к тому, что дети старшего дошкольного возраста САМОСТОЯТЕЛЬНО организуют свою познавательную деятельность.

Восприятие имен признаков и нахождение их значений в окружающем мире с помощью анализаторов — первый шаг алгоритма, ведущего к формированию самостоятельности познавательной деятельности ребенка.

Необходимым шагом так же является обучение детей формулировке разных типов вопросов. Для этого необходимо моделирование типов вопросов и тренинги по формированию умений задавать разные типы вопросов.

Целенаправленное использование моделей при осознании детьми причинно-следственных связей является еще одним обязательным составляющим в самостоятельном познании ребенком окружающего мира.

В процессе познания развивается воображение и наоборот, воображение является механизмом развития познавательного интереса. Поэтому чрезвычайно важно развить у детей способности преобразования признаков объектов. Для этого необходимы модели «волшебников».

Познавательная деятельность оптимизируется и направляется в эффективное русло с помощью алгоритмов организации мыслительных действий. Для этого в детском саду созданы копилки алгоритмов для самостоятельного использования детьми.

 

Задачи для каждого возраста

Младший возраст.

Учить детей выделять имена признаков объекта (10 - 12), сравнивать их значения у других объектов (полуактивный этап). Учить детей понимать значение признака объекта, произнесенное педагогом.

Учить составлять сравнения  по двум – трем значениям признака.

 

Средний возраст.

Продолжать учить детей выделять у объекта имена признаков (12 - 15) и сравнивать их значения у других объектов (активный этап). Продолжать учить понимать значение признака объекта, произнесенное педагогом.

Понимать какой анализатор («помощник умной головы») помог узнать то или иное значение имени признака (полуактивный этап).

Упражнять в сравнении объектов  по нескольким признакам и их значениям.

Продолжать учить составлять сравнения по двум – трем признакам.

Учить детей видеть зависимость изменения одного признака от изменения другого (полуактивный этап).

 

Старший возраст.

Учить детей самостоятельно выделять имена признаков объектов (17 и более) и сравнивать их значения.

Продолжать учить понимать значения признака объекта, объяснять смысл данного значения. Понимать какой анализатор («помощник умной головы») помог узнать то или иное значение имени признака.

Самостоятельно сравнивать объекты по различным признакам при решении проблем. 

 

Дата последнего обновления страницы 29.06.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения